Об аудиоэкскурсии
Место встречи
Не указано
Музей "Город" самый молодой в Барнауле, который раскрывает историю города. Мы предлагаем не только экскурсии и лекции, но и множество увлекательных развлекательных программ и интересных выставочных проектов.Барнаул – один из старейших сибирских городов. Его возникновение связано с именем известного уральского промышленника Акинфия Демидова. Поиски новых месторождений серебра и меди привели рудознатцев Демидова на Алтай, где в устье реки Барнаулки в 1730 году и был основан медеплавильный (впоследствии – сереброплавильный) завод. Для охраны завода была выстроена крепость, вокруг которой со временем вырос посёлок.После смерти Акинфия Демидова в 1745 году алтайские заводы перешли в собственность Кабинета Его Императорского Величества. После этого, и вплоть до революции 1917 года, Барнаульский сереброплавильный завод и Алтайский округ вообще, принадлежал непосредственно императорской фамилии.Промышленная значимость Барнаула для России выразилась в том, что он получил статус горного города. Горных городов в Российской империи было всего три (Екатеринбург, Барнаул, Лори). Они отличались от других городов тем, что были центрами горнозаводских районов и подчинялись напрямую Петербургу.Конец 18 – начало 19 века характеризуется расцветом изобретательства, всевозможных технических усовершенствований в различных областях горного дела. Имена И.И.Ползунова, К.Д.Фролова, П.К.Фролова становятся широко известны в России. Расцветает и сам город. По лучшим столичным образцам застраивается Демидовская площадь, которую потом долго ещё будут называть «уголком Петербурга», вырастают величественные административные здания по улице Петропавловской (Ползунова). Барнаул становится крупным культурным центром. Горные офицеры устраивали балы, литературные чтения, театральные представления. Не случайно известный путешественник П.П.Семёнов-Тян-Шанский назвал Барнаул «Сибирскими Афинами».К концу 19 века сереброплавильный завод стал нерентабельным и был закрыт. Барнаулу предстояло выбрать новый путь своего развития. Будучи центром богатейшего сельскохозяйственного района, город становится крупнейшим на Алтае пунктом скупки зерна и масла. Развитие торговли обусловило необходимость строительства железной дороги, которая соединила бы Барнаул с транссибирской магистралью. Открытие дороги состоялось в октябре 1915 года, после завершения строительства моста через Обь. Барнаульские купцы во многом изменили и облик города. Московский проспект (пр. Ленина), улицы Пушкина, Большая Тобольская (Л.Толстого) становятся своеобразным деловым центром Барнаула. Именно здесь были сосредоточены крупнейшие магазины (пассажи купцов Смирнова, Полякова, Морозова), а купеческие особняки представляли собой огромное стилевое разнообразие.К сожалению, пожар, разразившийся в городе 2 мая 1917 года уничтожил многие уникальные памятники архитектуры 19 и начала 20 веков. Последствия этого пожара были преодолены только через два десятилетия.Советская власть принесла городу серьёзные изменения. В 1934 году был запущен меланжевый комбинат, во время Великой отечественной войны сюда были эвакуированы заводы из европейской части страны: «Трансмаш», котельный, станкостроительный, механических прессов. После войны эти и другие заводы определили облик Барнаула как индустриального центра.Послевоенное восстановление народного хозяйства и развитие города потребовали большого числа специалистов, управленцев и организаторов производства. Поэтому в Барнауле появляется ряд учебных заведений, дававших среднее специальное и высшее образование. Среди них строительный и машиностроительный техникумы, сельскохозяйственный, политехнический, медицинский институты и многие другие.Город стремительно расширяется. Окончательно формируется проспект Ленина, ведётся многоэтажное строительство на городских окраинах.В настоящее время все 5 районов Барнаула динамично развиваются. Заметно улучшился внешний облик города. Похорошели дворовые и уличные пространства. Активно ведётся застройка новых районов, высотные жилые комплексы возводятся на проспектах Красноармейском и Комсомольском. С современными зданиями соседствуют памятники архитектуры 19-начала 20 века и зелёные скверы.Почти 300 лет истории города показывают, что Барнаул не затерялся среди других городов, сохранил своё неповторимое лицо. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на облик города, но этим лишь делала его лучше и разнообразнее. Барнаул был и остаётся городом, ценящим свою историю, но ориентированным в будущее.
Продолжительность
1 день 10 часов 53 минуты
Язык
Русский
Сложность
2/5
Как проходит
Пешком
Рекомендации организатора
Соглашение
Свернуть
Маршрут
Скифский котёл
Тестовый адрес
Древний ритуальный котел был найден летом 2012 г. в Онгудайском районе Республики Алтай у впадения реки Яломан в Катунь.Диаметр котла составляет 70 см, высота – 60 см. Котел имеет боковые ручки и высокий поддон в виде раструба. На стенке – заплата из бронзы, на которой отпечатано изображение свернувшейся полосатой кошки (барса, пантеры, тигра).Неподалеку от места редкой находки расположено плато у горы Яломан-бом. Яломанский котел относится к скифскому времени. Посуда подобной формы и пропорций с боковыми ручками довольно редка и известна на территории Китая в IV – II вв. до н.э. В Южной Сибири больше использовались высокие котлы с верхними ручками. Особый интерес представляет оттиск кошачьего изображения. Образ свернувшегося (шейся) барса (пантеры) появился с VIII–VII вв. до н.э. в сакском искусстве скифов Средней Азии и распространился на северные и восточные территории, войдя в моду народов, проживающих на широкой площади Сибири, в частности в саяно-алтайских нагорьях. Барельефные изображения отличаются реалистичностью, в мускулах отражена сила. На котле, найденном на Яломане, изображение схематичное, выполненное линиями бортика. Видны утрированные лапки с круглыми подушечками и комично прорисована круглая морда с усами и торчащими ушками, намеченными глазками. Трансформация образа в упрощенный прослеживается в позднем искусстве, поэтому датировать его, вероятно, можно не ранее IV–II в. до н.э.Необходимо заметить, что плато под горой Яломан-бом было сакральным, там находятся могильники разных времен железного века, в том числе скифские и булан-кобинские. В устье Большого Яломана на 692-м км на мысе высотой 25 м находится яломанское городище-крепость, где обнаружены остатки города-крепости тюркского времени. Оно старше найденного котла. Изученные экспедицией Алтайского госуниверситета погребения хуннского времени могильникаЯломан-II по радиоугольным датировкам относятся к II–I вв. до н.э.События, характеризующие эпоху с IV–II тыс. до н.э. в Южной Сибири, не были однородными и благополучными. Миграционные процессы приводили к завоеваниям, смещениям предыдущих местных групп населения и трансформации культурных стереотипов. К II в. до н.э. население Алтая не было антропологически однородным благодаря вливанию других групп населения. А это вело к изменениям материальной культуры. Изменения в первую очередь касаются искусства и технологий. В период с конца III в. до н.э. до конца I в. н.э. хун¬нское господство устанавливается над территорией Южной Сибири, и происходит инкорпорация иной культуры в местную скифскую среду.Подобные котлы использовались в ритуальных целях: в них варили мясо и оставляли в насыпях курганов, реже – в самих могилах. Как мог оказаться котел на берегу Катуни, пока не известно. На внутренней поверхности находки следы нагара не обнаружены.
Серьги кержачек с птичками. XIX-XX вв.
Адрес 2
Серьги кержачек с птичками. XIX-XX вв.Птичья фигурка легко прочитывается в этих серьгах. У древних ничего не было просто для красоты, каждый образ имел сакральное значение, имел свое место в мифологии и являлся оберегом. Обращает внимание отсутствие крыльев, эта птица изображена не в полете. Тогда как она попала в небо?Во внутренней части серьги, как в лодочке, размещена антропоморфная фигурка с крестовидной головой и ручками-листочками, загнутыми как у только что раскрывшегося ростка. Теперь ясно, что птица – это ладья, в которой перемещается по небу солнечное божество. Может быть, это сам Даждьбог – один их верховных божеств славянского языческого пантеона. Его имя означало – «дающий бог, податель всех благ». Славяне верили, что он ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых, златогривых коней с золотыми крыльями, а солнечный свет происходит от огненного щита, который он возит с собой. Днем он проезжает по небосклону Белого Света, а ночью светит в Нижнем Мире, для чего пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами - гусями, утками, лебедями. Голова в виде креста, подтверждает эту гипотезу, потому что один из сакральных знаков Солнца - крест.Значит, эти серьги изображают священных утиц или лебедей, ночных перевозчиц самого Даждьбога.По размерам такие серьги были довольно крупными, они вписывались в круг диаметром 3-4 см. Чаще их делали из серебра, золотые птицы-утицы такого же размера встречались очень редко.
Стоимость
Тарифы
Тариф
30 ₽
Отзывы
Отзывов еще нет. Вы можете первым оставить отзыв.