Об аудиоэкскурсии
Место встречи
Не указано
Музей истории Православия на Алтае находится на территории епархиального управления. 26 февраля 2004 года произошло официальное открытие этого музея. Экспонаты, выставленные здесь, знакомят посетителей с духовной жизнью Барнаула (с середины XVIII века) и Алтая с периода воцерковления - начала просветительской деятельности Алтайской духовной миссии (1830 г.) и до наших дней.Одной из предпосылок создания музея истории Православия на Алтае послужило то, что 2004 и 2005 годы обильно отмечены юбилейными датами в жизни Барнаула и Алтайского края. Главные из них: 175-летие со дня крещения первого коренного жителя Горного Алтая - семнадцатилетнего Элески; этот день считается началом деятельности Алтайской духовной миссии; 10-летие воссоздания Барнаульско-Алтайской епархии и 100-летие Барнаульского кафедрального собора в честь Покрова Божией Матери, долгое время служившего единственным в городе “кораблем спасения” верующих. Основу музейной экспозиции составили святыни и предметы музейного значения, переданные из Покровского собора Барнаула по благословению Владыки Максима (являлся руководителем епархии с 2002 по 2013 год). Среди них книги, много лет помогавшие священникам служить Богу и ставшие бесценными памятниками истории Православия на Алтае, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь.Музей истории Православия на Алтае можно назвать “первой ласточкой” в Сибири, так как среди соседних сибирских городов действующего музея такого профиля нет, а по ценности и значимости некоторые экспонаты являются уникальными.Описание залов музея 1 зал знакомит нас с историей города Барнаула, начиная с XVIII века. На тот период времени в г.Барнауле действовали 17 храмов и 2 часовни. К тому же свою специфику отражают такие факторы, как развитие миссионерства и промышленного производства на Алтае, Синодальный период в Церкви и монарший в государстве, и многое другое. Алтай привлекал внимание не только монаршего двора развитием своей промышленности, но и внимание Церкви созданием нового культурно-христианского пласта на основе аборигенов.2 зал представляет нашему вниманию историю Алтайской Духовной Миссии на Алтае, которая отображена в кратких биографиях алтайских миссионеров, фотографиях и газетных вырезках. Православие на алтайской земле распространялось и утверждалось благодаря деятельности великих подвижников, просветителей, ученых, общественных деятелей и священнослужителей в одном лице, таких как – святитель Макарий (Невский) и преподобный Макарий (Глухарев), протоиерей Стефан Ландышев, архимандрит Владимир (Петров), протоиерей Василий Вербицкий и многие другие. Все они явились примером преданного служения Церкви. Алтайская духовная миссия воспитала плеяду выдающихся деятелей: миссионеров, учителей, писателей, фольклористов – выходцев из глубины алтайского народа. 3 зал представляет основную коллекцию музейной экспозиции - святыни и предметы музейного значения середины XIX – начала XX века, переданные из Покровского собора. Среди них: богослужебные книги, вышедшие из употребления, иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь. Имея возможность прикоснутся к богослужебным и бытовым предметам, посетители погружаются в эпоху того времени, ощущают атмосферу изучаемого и имеют уникальную возможность детально рассмотреть предметы церковной материальной культуры наших христианских предков.4 зал повествует о репрессиях на Церковь и духовенство в XX веке со стороны советской власти. Официальное количество репрессированных на Алтае достигло более 60 тыс. человек. Алтайский край стал одним из трех регионов СССР, где более всего производилось расстрелов и преследований за веру Христову. Отражая вышеизложенные события, в этом зале были собраны фотодокументы, поруганные иконы и, конфискованная в своё время, церковная утварь. Также здесь находятся письма и дневники верующих, рукописные записи богослужебных песнопений и молитв, которые втайне хранились от богоборцев многие десятилетия.
Продолжительность
11 часов 51 минута
Язык
Русский
Сложность
2/5
Как проходит
Пешком
Рекомендации организатора
Соглашение
Свернуть
Маршрут
Экспозиция Алтайская Духовная Миссия
Мы рады приветствовать вас в Музее истории Православия на Алтае!Вашему вниманию представлена экспозиция под названием «Алтайская Духовная Миссия». Наша экскурсия начинается с фото-стенда Основатели Алтайской Духовной Миссии.Алтайская Духовная Миссия занимает исключительное место в миссионерском служении Русской Православной Церкви. Устройство и методы Алтайской Миссии послужили образцом для многих других Сибирских Православных Миссий. Основателем Алтайской Миссии в 1830-е годы является архимандрит Макарий (Глухарёв), выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии. Преподобный Макарий с полной самоотдачей смотрел на дело миссии, как на апостольское служение. Во второй половине 19 века приемниками святого Макария были протоиерей Стефан Ландышев, архимандрит Владимир Петров, протоиерей Михаил Чевалков, протоиерей Василий Вербицкий и многие другие. В период деятельности миссии были крещены сотни местных жителей, построены десятки храмов, открыты школы, больницы, составлена алтайская азбука, переведено множество церковных и светских книг. Значение Алтайской Духовной Миссии трудно переоценить даже на сегодняшний день.
Печати для просфор
Просфора – это богослужебный литургический хлеб для совершения Таинства Евхаристии и поминовения живых и усопших. На просфоре помещается изображение Христа с греческой надписью «Иисус Христос побеждает» или образ Пресвятой Богородицы при помощи металлических или деревянных печатей. В музее хранится 6 печатей 19 века. 4 – квадратных и 2 – круглых, из которых 5 с изображением Креста и одна с образом Пресвятой Богородицы.
Крест запрестольный двусторонний
Крест запрестольный двусторонний (конца 19 – начала 20 века). Изготовлен из дерева, расписан в технике темпера. Помимо внутреннего иконографического изображения распятия, на зеленовато-голубом фоне изображены: в верхней части – Бог Отец со Святым Духом, слева – Пресвятая Богородица, справа – Иоанн Богослов (самый близкий ученик Христа). На обороте помещено изображение символов Страстей Господних.
Мужской меховой жилет
Мужской меховой жилет. Является элементом национального алтайского костюма. Лицевая сторона выполнена из темно-синего материала. В нижней части жилета имеются два накладных кармана. Изделие обрамлено овечьим мехом. Проймы, карманы и борта жилета отделаны серебряной тесьмой и национальным орнаментом в технике аппликации. Жилет привезен из села Балактыюль (Республика Алтай) в дар Епископу Барнаульскому и Алтайскому Максиму (Дмитриеву).
Картина пейзаж Горного Алтая
Пейзаж Горного Алтая. Автором данного произведения является алтайский художник Михаил Федорович Жеребцов. На картине мы видим редкой красоты природное равновесие между горным пейзажем, силой безмятежного рассвета и вековым спокойствием могучего дерева - основного героя картины. Многие картины Михаила Федоровича находятся в коллекциях любителей и знатоков живописи по всей России. Работа была подарена художником на память семье Богдановых. В последствии передана в дар музею Богдановой Риммой Николаевной.
Фотография с видом села Улала
Фотография с видом села Улала. Фотоснимок датируется началом 20 века. Вниманию зрителя представлено монохромное коричневое изображение с раскидистыми, величавыми березами и проселочной дорогой на первом плане. Второй план занимают жилые постройки и храмы. Фотоснимок передан в дар музею протоиереем Георгием Крейдуном.
Чегедек
Чегедек – верхняя одежда без рукавов, которая носилась поверх шубы замужними женщинами у народов Южной Сибири. Изделие бирюзово-черного цвета выглядит очень богато и нарядно, благодаря красочной отделке тесьмой. Чегедек, являясь повседневной, свадебной и погребальной одеждой, не исчез в XX веке из быта южных алтайцев окончательно, однако несколько изменил свою функцию. Девушки надевают его символически во время брачной церемонии.
Алтайский мужской головной убор
Алтайский мужской головной убор является элементом национального алтайского костюма. Изготовлен из меха. Тулья состоит из клиньев. Край прошит тесьмой из парчи. К макушке пришиты две кисточки – малинового и синего цветов. Внутри головной убор отделан овчиной.
Створка складня с иконой Иоанна Предтечи
Створка складня с иконой Иоанна Предтечи представляет поясное изображение святого с евхаристической чашей в руке, в которой находится Агнец - младенец Христос. Сохранность иконы удовлетворительная, в центре имеется трещина, металл выгнут, эмаль местами стёрта. Икона передана в дар музею из ризной Покровского Кафедрального Собора г. Барнаула.
Книга о Вере единой, истинной, православной
Книга о Вере единой, истинной, православной. Издана в Московской типографии при Преображенском Богодельном Доме в 1910 году. Деревянный переплет обтянут коричневой кожей и украшен растительным орнаментом. Имеются два металлических замка. Находится в хорошем состоянии, однако, на кожаном переплете имеются потертости и пятна.
Алтайский национальный халат
Алтайский национальный халат выполнен из синтетической ткани бирюзового цвета с широкой оторочкой и украшениями выполненными под золото. Использование такого халата сохранилось в традициях алтайских народов и по сей день.
Национальное алтайское блюдо
Национальное алтайское блюдо изготовлено из дерева. Диаметр изделия 31,5 см. По центру находится изображение оленя, бегущего среди звезд. По окружности блюда вырезан орнамент в виде косы. С обратной стороны у блюда имеются декоративные ножки-подставки круглой формы.
Антиминс
Антиминс конца 19 века. Антиминс в православной церкви это четырёхугольный плат материи со вшитой в него частицей мощей какого-либо святого и подписью местного архиерея; является необходимой принадлежностью совершения литургии. Уникальность данного антиминса состоит в том, что он принадлежал храму в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Барнаульского Духовного Училища и подписан святителем Макарием (Невским), епископом Томским и Семипалатинским, в последствии ставшим главой Русской Церкви – Митрополитом Московским. Сохранность изделия – удовлетворительная. Имеются разрывы ткани.
Феодоровская икона Пресвятой Богородицы в киоте
Феодоровская икона Пресвятой Богородицы в киоте. По церковному преданию, первоначальное изображение написано апостолом и евангелистом Лукой. Является очень близкой по иконографии ко Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Данная икона ранее принадлежала Храму Святого Духа села Майма Республики Горный Алтай. Датируется концом 19 – началом 20 веков. Икона имеет внутреннюю деревянную рамку синего цвета с элементами позолоты.
Смоленская икона Пресвятой Богородицы
Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия», что переводится с греческого как «Путеводительница». Икона ранее принадлежала Храму Святого Духа села Майма Республики Горный Алтай. Датируется концом 19 – началом 20 веков. На золотом фоне изображена Божия Матерь с Младенцем Христом, сидящем у нее на руках и держащим свиток. Отдельные элементы хитонов Пресвятой Богородицы и Христа прорисованы золотом. Сохранность – удовлетворительная, местами имеется деформация красочного слоя. Подарена музею священником Георгием Балакиным, ныне секретарём Горно-Алтайской Епархии.
Казанская икона Пресвятой Богородицы
Казанская икона Пресвятой Богородицы датируется концом 19 – началом 20 века. Ранее принадлежала Храму Святого Духа села Майма Республики Горный Алтай. Данное изображение Божией Матери широко применялось в Русской Армии с 16 века. Именно с этим изображением ассоциируется личность Пресвятой Богородицы как Покровительницы русского народа. Экспонат находится в удовлетворительном состоянии, поврежден множеством мелких трещин и царапин. Передана в дар музею священником Георгием Балакиным.
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы датируется концом 19 – началом 20 века. Принадлежала Храму Святого Духа села Майма Республики Горный Алтай. Икона потемнела таким образом, что лики различимы с трудом. Изображение имеет неудовлетворительную сохранность. Красочный слой местами утрачен. Имеются остатки лакового покрытия. Подарена музею священником Георгием Балакиным.
Икона Святителя Николая Чудотворца
Икона Святителя Николая Чудотворца датируется концом 19 – началом 20 века. Ранее принадлежала Храму Святого Духа села Майма Республики Горный Алтай. Почитание Николая Чудотворца в Русской Церкви имеет особое место. В данном изображении это отражено при помощи прорисовки отдельных областей и элементов золотом. Однако, имеются деформированные части красочного слоя. Открыта паволока. Лик поврежден. Передана в дар музею священником Георгием Балакиным.
Картина «Архимандрит Макарий – первый алтайский миссионер и переводчик Библии»
Картина Александра Анатольевича Дронова «Архимандрит Макарий – первый алтайский миссионер и переводчик Библии». Холст, масло, стиль – реализм, направление – жанровая живопись. На картине изображен архимандрит Макарий, сидящий за рукописью в алтайской юрте. Слева от него сидит переводчик – алтаец. Подарена автором Епископу Барнаульскому и Алтайскому Максиму. Передана в дар музею в 2004 году.
Катехизические поучения Протоиерея Василия Вербицкого
Катехизические поучения Протоиерея Василия Вербицкого. Рукопись. Составлена автором в 1820 году. Книга состоит из 6 поучений на 57 страницах. Сохранность хорошая.
Личная переписка Василия Вербицкого с родственниками и друзьями
Личная переписка священника Василия Вербицкого с родственниками и друзьями. Рукописи. Составлены автором в середине 19 века. Содержат в себе информацию личного характера, отражают бытовые и проблемные стороны повседневной жизни священника и его окружения. Сохранность удовлетворительная. Некоторые листы имеют повреждения, пожелтения и местами утрачены.
Стоимость
Тарифы
Тариф
0 ₽
Отзывы
Отзывов еще нет. Вы можете первым оставить отзыв.