Об аудиоэкскурсии
Место встречи
Не указано
Барнаул – один из красивейших и интенсивно развивающихся городов Сибири. Облик города, его архитектурные памятники, современные проспекты и тихие улочки постоянно привлекают к себе художников. К образу Барнаула обращаются они в своём творчестве, создавая изобразительными средствами его художественную летопись, несущую на себе печать их личного восприятия.Аудиоэкскурсия «Барнаул в произведениях алтайских художников» проходит по одной из главных улиц города – проспекту Ленина от здания Государственного художественного музея Алтайского края на площади Октября до Барнаульскго речного вокзала.В аудиоэкскурсии используются произведения российских и алтайских художников из коллекции Государственного художественного музея Алтайского края, отражающие архитектурные памятники Барнаула конца ХIХ – середины ХХ века. Среди них работы народного художника России М. Я. Будкеева, заслуженных художников России Л. Р. Цесюлевича и Ю. Б. Кабанова, художников-живописцев И. Е. Харина, В. А. Зотеева, В. В. Конькова, художников-графиков А. А. Югаткина, В. П. Туманова и многих других мастеров, для которых характерны неординарность композиционных построений, образность и пластичность художественных решений, гармония цветовых отношений, внимательное изучение истории Барнаула, стремление уловить и передать изобразительными средствами его жизнь.
Продолжительность
1 день 12 минут
Язык
Русский
Сложность
2/5
Как проходит
Пешком
Рекомендации организатора
Соглашение
Свернуть
Маршрут
Государственный художественный музей Алтайского края
Государственный художественный музей Алтайского края - одно из крупнейших учреждений культуры Сибири.Музей был основан по распоряжению Совета Министров РСФСР в мае 1958 года. Торжественное открытие музея состоялось 6 марта 1959 года выставкой «Шедевры Третьяковской галереи».Первыми произведениями, поступившими в коллекцию музея, были полотна: Матвеева, Тропинина, Маковского, Ярошенко, Лактионова, Герасимова, переданные Министерством культуры РСФСР, Государственной Третьяковской галереей, Эрмитажем, Государственным Русским музеем и краеведческими музеями Алтая. Первая экспозиция из фондов музея была открыта уже 25 октября 1959 года.Стараниями сотрудников художественного музея его коллекция пополнялась и пополняется произведениями русского, советского и алтайского искусства, которые приобретаются у владельцев частных коллекций, с выставок и из мастерских художников, а также привозятся из экспедиций по краю и стране.В настоящее время собрание музея насчитывает более 15 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Среди них иконы мастеров центральных школ и сибирская икона; живописные полотна известных русских художников XVIII–XX веков: Тропинина, Айвазовского, Саврасова, Шишкина, Коровина, Поленова, Серова, Кузнецова, Кончаловского, Самохвалова, Грабаря, Пименова, Непринцева; скульптура Козловского, Антокольского, Лансере, Цаплина, Лаврова; графика Бакста, Кустодиева, Басманова, Кравченко, Фаворского, Фонвизина; работы мастеров декоративно-прикладного искусства крупнейших заводов и промыслов России.Наряду с произведениями русских, советских, современных алтайских художников в музее находится большая коллекция работ первых профессиональных художников Алтая: Гуркина, Никулина, Борисова, Курзина, Карева, Коровай, Надольского.С 2012 года ведется реконструкция здания музея по проспекту Ленина, 88. На это время музей размещается в бывшем купеческом особняке по адресу улица М. Горького,16.
Здание «Под шпилем»
Здание «Под шпилем» – это не только объект культурного наследия регионального значения, но и один из символов Барнаула.Своё название здание получило благодаря башне с часами, на которой находится остроконечный 15-метровый шпиль, увенчанный флюгером. Вместе со шпилем высота дома составляет 46 метров. Являющееся примером неоклассицизма в архитектуре, здание было построено по проекту архитектора московского института «Горстройпроект» Якова Николаевича Додица строительной организацией «Трест «СтройГАЗ». Его строительство продолжалось с 1953 по 1956 год. С 1950-х годов на первом этаже здания располагаются магазины. Квартиры, находящиеся этажами выше, отличаются улучшенной планировкой. В советское время здесь жили герои труда, военные, партийные работники и деятели культуры, в том числе известный алтайский писатель Марк Юдалевич.Здание находится на площади Октября и является одним из главных элементов её ансамбля. Площадь имеет сложную конфигурацию, обусловленную выходом на неё нескольких улиц, и служит важной транспортной развязкой города. Её создание было предусмотрено генеральным планом развития Барнаула 1937 года. Увидеть, как выглядела площадь в момент её застройки, ещё окружённая старыми одноэтажными домами, позволяет живописная работа Михаила Фёдоровича Жеребцова «Октябрьская площадь» 1949 года. Запечатлён на ней и один из первых трамваев Барнаула, пущенный в городе 7 ноября 1948 года по маршруту Новый рынок – площадь Свободы.Образ площади конца 1970-х – 1980-х годов нашёл отражение в построенной на звучном контрасте тёплых и холодных цветов работе Леопольда Романовича Цесюлевича «Октябрьская площадь» 1978 года и нежной, написанной «по мокрому» акварели Алексея Александровича Югаткина.
Здание Свято-Никольской церкви
Возведённая в честь широко почитаемого христианского святого Николая Чудотворца, Свято-Никольская церковь является одним из старейших православных храмов Барнаула.Церковь была построена на основе образцового проекта православного храма в русско-византийском стиле по проекту архитектора Ивана Феодосиевича Носовича по инициативе руководства 24-го Сибирского полка в 1903–1906 годах. Она находилась рядом с казармами Барнаульского полка и носила статус полковой. Храм был рассчитан на 630 человек и освящён в 1906 году. С этого времени все призывавшиеся на воинскую службу принимали присягу в полковой Никольской церкви. У стен храма в 1912 году проходили торжества по случаю победы России в Отечественной войне 1812 года и 300-летия дома Романовых. В 1930-х годах церковь была закрыта. С неё сняли купол и разрушили колокольню. Долгое время здание использовалось под клуб военной части, а позднее Барнаульского высшего военного училища лётчиков. В 1991 году во время визита патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Алтай здание было передано православной общине верующих. С мая 1992 года в Никольской церкви велись реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены главный купол храма, угловые башенки и портал, отстроена новая колокольня.Росписи стен, сводов храма и иконостас выполнены алтайскими художниками Владимиром Коньковым и Андреем Арестовым. В 2006 году, после многолетней работы по реставрации церкви, Владимиром Коньковым была написана картина «Свято-Никольский храм», в которой художник достоверно передал выразительный облик восстановленного здания, подчеркнув его органическую связь с окружающей городской средой.
Здание кинотеатра «Родина»
Строительство кинотеатра началось незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В здании планировалось разместить два зала на 300 мест – «голубой» и «розовый». Для реализации этого замысла был выбран проект московского архитектора Френка. Строители успели только заложить фундамент будущего кинотеатра. В июле 1941 года стройку приостановили. Однако в наполненной тревогами жизни людей значение кино неизмеримо возросло. На помощь строителям пришли добровольцы, молодёжные бригады, сформированные на барнаульских предприятиях. Здание было возведено в короткие сроки и открыто для посетителей уже осенью 1941 года. Сообразно духу времени кинотеатр получил название «Родина».На долгие годы «Родина» стала ведущим кинотеатром города. В начале 1980-х годов в нём был открыт зал кинохроники. До 1990-х годов здесь проходили премьеры советского кино, работали кинолектории и киноклубы, проводились творческие встречи с известными артистами: Михаилом Боярским, Леонидом Куравлёвым и другими. С ноября 1997 года при кинотеатре работал Центр российской кинематографии имени Ивана Пырьева, а в фойе выставлялись исторические киноэкспозиции, представляющие классику отечественного кинематографа. По предложению администратора кинотеатра Кухмистера, в небольшой угловой комнате с северной стороны здания было сделано окно, в котором установили экран для демонстрации рекламных роликов к кинокартинам, являвшихся аналогом современных трейлеров.С 1994 года здание кинотеатра становится объектом культурного наследия регионального значения. В 2005 году под руководством алтайского архитектора Александра Деринга была проведена реконструкция здания.Первым художественным изображением кинотеатра «Родина» стала живописная работа председателя Алтайского отделения Союза советских художников Ивана Евсеевича Харина. Написанный в 1944 году с крыши гостиницы «Алтай» натурный этюд художника, выполненный в импрессионистической манере, не только отображает старую часть Барнаула и внешний облик недавно открывшегося кинотеатра, но и передаёт атмосферу того непростого времени.
Здание Барнаульской епархии Русской православной церкви
Духовное училище было открыто 16 июля 1869 года. Здание училища строилось по заказу Томской духовной консистории по проекту архитектора Шульдаля и является образцом культового учебного здания второй половины XIX века в формах эклектики. Почти пятьдесят лет Барнаульское духовное училище обеспечивало приходы Барнаульского уезда и других мест Томской губернии священниками, псаломщиками, дьяконами.Сильно пострадавшее от пожара 2 мая 1917 года, в 1923 году здание было реконструировано по проекту инженера-строителя Курковского. После реконструкции взамен утраченных башенок углы здания украсили три башни с шатриками, формы которых заимствованы из русского крепостного зодчества. При этом фасады здания сохранились в первоначальном виде.После Октябрьской революции 1917 года училище было закрыто, а в его здании в разное время размещались кожевенный техникум, средняя школа № 1 имени Третьего Интернационала, городской Дворец молодёжи, отделы администрации Барнаула. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов здесь располагался госпиталь. В 2007 году здание было передано Алтайской епархии, а с 2015 года в нём находится резиденция митрополита Барнаульского и Алтайского.Являясь памятником архитектуры и истории регионального значения, обладая выразительными архитектурными формами, здание вдохновляет на творчество многих художников. Среди них участник Великой Отечественной войны, живописец, мастер лирического пейзажа Виктор Зотеев и заслуженный художник России, график Юрий Кабанов. Работая в различных видах искусства, используя разные стили, художники живо и достоверно передают в своих произведениях образ этого уникального строения.
Здание администрации города Барнаула (бывший дом начальника Алтайского горного округа первой половины XIX века)
Здание в стиле русского классицизма было построено в 1827–1828 годах по проекту архитектора Якова Николаевича Попова для семьи начальника Алтайского горного округа Петра Козьмича Фролова и стало первым кирпичным жилым домом в регионе.После отъезда Петра Фролова в 1830 году в Санкт-Петербург и вплоть до 1917 года в доме проживало 16 начальников Алтайского горного округа. Среди них талантливые деятели горной промышленности Ковалевский, Татаринов, основоположник учения о стали, создатель русского булата Аносов.Со зданием связана легенда о Голубой даме, имеющая несколько вариантов. Один из них описан Марком Юдалевичем в повести «Голубая дама». В ней писатель воскрешает события полуторавековой давности, рассказывая о романтической любви жены всесильного горнозаводского начальника к опальному вольнодумцу. В порыве ревности генерал приказывает замуровать жену в подземельях дома. Спасшись чудесным образом, молодая женщина является генералу по ночам в виде призрака, сводя его с ума.Во время пожара 2 мая 1917 года здание сильно пострадало. В 1925-1926 годах оно было реконструировано по проекту архитектора Федоровского. В ходе восстановительных работ помещение было расширено, изменилась его внутренняя планировка, которую приспособили под общественное учреждение. Фасады здания получили богатое оформление. Фронтон главного фасада украсил горельеф, изображающий рабочего и крестьянина с атрибутами их труда, выполненный известным сибирским скульптором Степаном Романовичем Надольским.С 1991 года в доме, являющемся объектом культурного наследия регионального значения, располагается администрация города Барнаула и городская дума.Образ здания, построенного в первой половине XIX века, часто привлекает к себе художников, которые передают его как в живописи и графике, так и в керамике. Примером служит декоративное панно Виктора Сидорова «Барнаул. Мэрия», где художник решает задачи, связанные с необходимостью вписать изображение в заданную круглую форму. В результате панно теряет камерность декоративно-прикладного произведения и приобретает черты живописного полотна, детально воссоздающего облик старинного дома.
Здание универмага «Красный» (бывший торговый дом купца И. И. Полякова)
Здание магазина было построено в 1913 году купцом первой гильдии Иваном Ивановичем Поляковым на Московском проспекте (ныне проспект Ленина, 14) и являлось частью большого комплекса складских, торговых и жилых помещений. Первый этаж здания сдавался в аренду товариществу «Алтай», торговавшему тканями и одеждой, на втором этаже размещалось барнаульское отделение Сибирского торгового банка. Впоследствии, в том числе в советское время, профиль магазина оставался неизменным – торговля промышленными товарами, обувью, ковровыми изделиями, посудой.В решении фасада здания ярко проявились особенности так называемого русского стиля, популярного у отечественного купечества. Шатровые завершения, яркий цвет красного кирпича и белых известковых швов придают строению дополнительный архитектурный эффект и свидетельствуют о большом мастерстве каменщиков, достигших подлинной виртуозности. Магазин купца Ивана Ивановича Полякова несколько раз менял своё название, но из-за красного кирпича в народе всегда назывался «красным магазином». С 1989 года здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.Являясь частью ансамбля усадьбы Полякова, на улице Гоголя магазин был соединён мощными кирпичными воротами с другим домом, в котором проживала семья купца, а на первом этаже размещался его же чайный магазин. Во дворе усадьбы находились пимокатная фабрика, склады и электростанция. Украшенные декоративными башенками ворота являются редким на Алтае образцом въезда в городскую усадьбу.Выразительный фасад здания с орнаментом из фигурного кирпича, деталями из кованого металла, увенчанный шатровыми башенками, и ведущие во двор кирпичные ворота не раз привлекали внимание художников, стремящихся запечатлеть в своих работах их гармоничную композицию, соединившую в себе мотивы национального стиля в декоре. Среди них акварелист Алексей Югаткин; художник-керамист Людмила Оспищева; а также воплотившие образ красного магазина в сложной технике гравюры по металлу – офорте художники-графики Владислав Туманов и Юрий Кабанов.
Старый базар (Центральный рынок Барнаула)
Старый базар, или, как его официально называют, Центральный рынок Барнаула – это одно из исторических мест города.Барнаульский рынок появился в 1748 году. В то время он располагался между рекой Барнаулкой и деревянной Петропавловской церковью (ныне район площади Свободы). К началу XX века базар сместился к тому месту, где находится сейчас – на рыночную площадь между улицей Мало-Тобольской и Московским проспектом (ныне проспект Ленина). Купля-продажа товаров проводилась по воскресеньям. В эти дни в город съезжались крестьяне из соседних деревень и поселений, чему способствовало близкое расположение рынка к речной пристани и Змеиногорскому тракту. Наряду с деревянными торговыми лавками на территории базара размещались магазины барнаульских купцов Суховых, Дмитриевых, Морозовых. На рыночной площади работали рыбный и мясные базары, а в 1908 году по решению городской думы рядом с Соборной площадью (ныне площадь Свободы) был организован масляной базар, где владельцы маслозаводов предлагали свою продукцию фирмам - экспортёрам сливочного масла. В начале декабря регулярно проводилась Введенская ярмарка, приуроченная к христианскому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.Благоустройство и строительство больших рыночных помещений началось в 1970-х годах, а главное двухэтажное здание Центрального рынка было построено в 1986 году.Расположенный в пойменной части Барнаулки, Старый базар часто подвергался наводнениям. Самые крупные произошли в 1937 и 1969 годах, когда уровень воды в Оби превысил 7,5 метра над нулём водомерного поста и по территории рынка люди были вынуждены передвигаться на лодках.Народный художник России, мастер городского пейзажа Михаил Яковлевич Будкеев на картинах «Большая вода. Весна 1969 года» и «Старый Барнаул» изобразил район Старого базара, в том числе и зафиксировал наводнение. Произведения Будкеева пленяют своей жизнерадостностью. Живопись художника подвижна и трепетна. Богаты вариациями оттенков зелёный и коричневый цвета, доминирующие в работах. Мажорный настрой картин рождает музыкальные ощущения, ассоциации с торжественной песней, посвящённой Барнаулу и его мастерам.
Здание Знаменского храма
Знаменский храм – один из старейших храмов Барнаула, история которого началась с середины XVIII века.Первую церковь на месте Знаменского храма освятили 24 июня 1754 года. Она была деревянной и носила имя Святых и Праведных Захария и Елисаветы. Известно, что в числе прихожан церкви был изобретатель парового двигателя Иван Иванович Ползунов. В 1778 году эту церковь сменил ещё один деревянный храм. Закладка современного здания церкви произошла в 1853 году. В 1859 году новый храм, построенный во имя Иконы Знамения Божией Матери, Святых и Праведных Захария и Елисаветы и Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, был освящён. В 1916 году при Знаменской церкви в память 300-летия царствования дома Романовых была построена часовня. С 1923 года Знаменский храм стал кафедральным собором барнаульских епископов.История Знаменского храма нашла воплощение в гравюре Юрия Кабанова «Масленица на Сенной площади», выполненной в технике офорта. Отражающая красоту собора, рассказывающая о жизни, протекавшей возле него в начале ХХ века, работа художника отличается реалистичностью и достоверностью, точностью и изяществом штриха, вниманием к деталям, сложностью и многоплановостью композиционного решения.После Октябрьской революции 1917 года судьба Знаменского храма совпала с судьбами многих российских церквей. В 1939 году храм был закрыт, его купол и колокольня снесены, в интерьере храма устроен второй этаж. А в 1960-е годы к церкви были сделаны пристройки, значительно изменившие её первоначальный облик. В помещении собора поначалу находился архив НКВД, затем Барнаульское архивное бюро, позже переименованное в Государственный архив Алтайского края. Как выглядело здание церкви в советское время, мы можем увидеть на картине Альфреда Фризена «Здание архива» 1989 года. Изображение церкви занимает всю центральную часть произведения. Опуская мелкие детали, художник подчёркивает, несколько утрируя, искажённую пристройками практически до неузнаваемости форму здания.В 1992 году помещение бывшего Знаменского храма было возвращено Русской православной церкви и в нём возобновились богослужения. 18 июля 1994 года по ходатайству епископа Барнаульского и Алтайского Антония решением Священного синода Знаменский храм был преобразован в женский монастырь.Облик восстановленного храма, органично вписывающийся в пространство современного города, передан в панорамной живописной работе Василия Куксы 2013 года «Город на Оби».
Речной вокзал
Расположенный в Центральном районе Барнаула на берегу Оби, недалеко от устья реки Барнаулки, речной вокзал является главными водными воротами столицы Алтайского края.Известно, что до середины XIX века в Барнаульском районе движение по воде было весьма незначительным. Ситуация изменилась с появлением пароходов. Грузооборот стал стремительно возрастать и за шесть лет - с 1904 по 1910 год - составил уже 5,7 миллиона пудов. В это время по Оби между Барнаульской и другими пристанями курсировали 39 пароходов, больших лодок и барж. Появление в 1915 году Алтайской железной дороги, взявшей на себя значительную часть грузов и пассажиров, несколько уменьшило значение барнаульского порта. Только в 1950-е годы Барнаульский речной порт вернулся к прежним объёмам грузоперевозок. Появились новые теплоходы, береговые и плавучие краны. Была улучшена судоходная обстановка в районе порта и создана база для зимовки судов.В 1985 году было возведено современное здание Барнаульского речного вокзала. А в 1997 году недалеко от него был открыт новый мост через Обь протяжённостью 940 метров, соединивший Центральный район города и правый берег реки.Набережная речного вокзала является излюбленным местом прогулок горожан и гостей Барнаула. С неё открывается прекрасный вид на акваторию Оби. Не случайно речной вокзал и примыкающую к нему территорию сравнивают с островком, соединяющим деловой центр города с первозданной природой Сибири.Это одно из красивейших мест в Барнауле привлекало и привлекает к себе художников разных поколений. Рассматривая их работы, можно увидеть, как менялся облик Барнаульского речного порта.Одним из ранних произведений, запечатлевших ещё деревянный барнаульский причал, является картина московского художника Ивана Сергеевича Порошина, эвакуированного в 1941 году из осаждённой столицы в Барнаул. В 1950-х годах на основе этюдов, сделанных в Барнауле, художник создал картину «На Оби». Благодаря спокойному созерцанию натуры и достоверной фиксации увиденного, произведение выступает художественным документом, повествующим о жизни речного порта в условиях сурового военного времени.Строительство современного здания речного вокзала отобразил в работе 1978 года «Строящийся речной вокзал» алтайский художник Виталий Семёнович Шубин. В выполненном с натуры пейзаже реалистично и точно фиксируется момент грандиозного преображения Барнаульского речного порта.Всё ускоряющийся темп современной жизни города, его динамика нашли отражение в работе 1988 года «Порт вечером. Барнаул» Александра Васильевича Нижегородцева, ставшего одним из ярких представителей авангарда 1970-х годов на Алтае. При относительно небольшом формате (50х69,5 см) это произведение поражает своей мощью и простотой, условностью и убедительностью, экспрессивной манерой письма и необычностью колорита. Опираясь на впечатления от натуры, используя смелые цветовые сочетания, решительно обобщая формы, подвижными и выразительными пастозными многоцветными мазками художник изобразил здание речного вокзала и набережную Оби, создав на плоскости картона несколько иную, преображённую его мыслью реальность.
Стоимость
Тарифы
Тариф
0 ₽
Отзывы
Отзывов еще нет. Вы можете первым оставить отзыв.