Об аудиоэкскурсии
Место встречи
Не указано
Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая основан 8 сентября 1989 года. Миссия музея – показать место и значение Алтая в мировом культурно-историческом развитии и формировании российской духовности. В настоящее время музейное собрание насчитывает около 80.000 единиц хранения. Представленные в экспозициях музея фонды и коллекции имеют мировое и российское значение: личный фонд писателя, режиссёра и актёра Василия Макаровича Шукшина; фонд семьи художника, учёного, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха; фонд писателя, уроженца Алтая Георгия Дмитриевича Гребенщикова; материалы из археологических экспедиций Сергея Ивановича Руденко на Алтае; коллекция икон; коллекция рукописной и старопечатной книги; коллекция музыкальных инструментов.Экспозиционный комплекс музея состоит из 15 тематических залов, отражающих историко-культурные процессы на территории Алтая от скифских времён до сегодняшнего дня. Музей осуществляет большую просветительскую деятельность, направленную на расширение культурного пространства в Алтайском крае, являясь одним из центров популяризации достижений в области культуры и искусства Алтая.Музей имеет три филиала: Мемориальный музей киноактрисы Екатерины Фёдоровны Савиновой (село Ельцовка Ельцовского района, был открыт в 2011 г.), Мемориальный музей поэта Роберта Ивановича Рождественского (село Косиха Косихинского района, был открыт в 2012 г.), Мемориальный музей актёра Валерия Сергеевича Золотухина (село Быстрый Исток Быстроистокского района, был открыт в 2016 г.).В соответствии со своей концепцией музей является региональным центром культуры и искусства, многофункциональным комплексом, основная цель которого заключается в презентации культурологических процессов прошлого и настоящего в ярких инновационных формах для всех слоёв населения региона и гостей края.
Продолжительность
14 часов 18 минут
Язык
Русский
Сложность
2/5
Как проходит
Пешком
Рекомендации организатора
Соглашение
Свернуть
Маршрут
Памятник скифской эпохи
Чтобы прикоснуться к культуре древности, необязательно ехать на археологические раскопки. Достаточно прийти в Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая и посетить экспозицию, посвящённую скифо-сибирскому миру. Здесь вас ждут материалы раскопок Пазырыкских и Башадарских курганов, организованных известным учёным и археологом Сергеем Ивановичем Руденко: деревянные резные фигурки животных, рисунки участников экспедиции, реконструкция одного из древнейших музыкальных инструментов – скифской арфы и многое другое.Случайной находкой, дополнившей экспозиционный комплекс, оказался уникальный древний железный меч с двухлезвийным клинком, насчитывающий более двух с половиной тысяч лет. Его рукоять украшена оплёткой из золотой проволоки и накладками-аппликациями из золотой фольги и представляет изображения голов фантастических хищников - грифонов. Настолько богато украшенный образец скифского оружия на Алтае и в Западной Сибири найден впервые. И к тому же совершенно случайно - жителем села Ключи Тюменцевского района на вспаханном поле.
Литературное наследие Алтая
Экспозиция «Литературное наследие Алтая» раскрывает картину развития литературного процесса на Алтае с конца XIX века до наших дней. В зале представлены письма, фотографии, редкие книги, издания периодической печати, вышедшие в Барнауле в конце XIX – начале XX века, документы известных деятелей литературы и культуры нашей страны, жизнь и творчество которых в разное время были связаны с Алтаем и Барнаулом. Среди них Фёдор Михайлович Достоевский, Вячеслав Яковлевич Шишков, Алексей Силыч Новиков-Прибой, Адриан Митрофанович Топоров, Мариэтта Сергеевна Шагинян.Литературную жизнь края второй половины XX века нельзя представить без имени нашего выдающегося земляка – заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, сценариста, режиссёра, актёра, писателя Василия Макаровича Шукшина. Это имя – гордость не только Алтая, но и всей России.Больше 40 лет в Алтайском крае проводятся Всероссийские Шукшинские чтения и литературный фестиваль поэта Роберта Рождественского, Всесибирские Мерзликинские и ещё около 20 краевых литературных чтений. Портреты всех писателей, в память о которых на Алтае проводят литературные чтения, представлены в зале.Мы по праву гордимся нашими знаменитыми писателями, известными как на Алтае, так и далеко за его пределами. Познакомившись с экспозицией, вы сможете ещё раз убедиться, что Алтайская земля богата литературными именами.
Сборник «Алтайский альманах»
Сборник «Алтайский альманах» - первый литературно-художественный альманах Западной Сибири, подготовленный к изданию в г. Барнауле как приложение к газете «Жизнь Алтая» и вышедший в Санкт-Петербурге в 1914 году. Сборник был издан на средства барнаульского купца Вершинина и напечатан в типографии Б. М. Вольфа. Хорошая бумага, прекрасно выполненные рисунки алтайских художников Григория Гуркина и Ивана Вандакурова, мотивами для которых послужили ландшафты и виды Горного Алтая, - отличительные черты этого издания. Среди авторов альманаха были уже известные в конце ХIХ – начале ХХ века молодые сибирские литераторы Вячеслав Шишков, Степан Исаков, Иван Тачалов, Александр Пиотровский.Подготовил и издал альманах Георгий Дмитриевич Гребенщиков (6 мая 1883 - 11 января 1964 г.) - русский писатель, критик, журналист, видный общественный деятель русской эмиграции первой волны.Сборник «Алтайский альманах» можно увидеть в экспозиции «Деятели мировой культуры на Алтае. Николай Константинович Рерих и Георгий Дмитриевич Гребенщиков», в разделе, посвящённом жизни и творчеству Г. Д. Гребенщикова.
Из истории православия на Алтае
В постоянно действующей экспозиции «Из истории православия на Алтае» среди множества икон и книг, предметов религиозного искусства можно увидеть одну из жемчужин коллекции икон музея. Это образ «Спаса Нерукотворного» - икона XVIII века. Изображение лика Спасителя Христа украшено окладом, шитым бисером по холсту, инкрустированным полудрагоценными камнями и речным жемчугом.Данная икона связана с преданием о появлении самого первого прижизненного изображения Иисуса Христа. Больной проказой эдесский царь Авгарь послал письмо Иисусу с просьбой приехать и исцелить его. Иисус ответил письмом, которое позже получило широкую известность в качестве самостоятельной реликвии. Авгарь прислал слугу-художника, чтобы тот нарисовал образ Иисуса и привёз его с собой, веруя, что это изображение способно его исцелить. Приехавший слуга застал Иисуса в Иерусалиме и попытался запечатлеть Его образ. Видя безуспешные попытки художника, Иисус попросил принести воды. Он умылся и отёрся платом, на котором чудесным образом запечатлелся Его лик. Слуга увёз плат с собой, и Авгарь по вере своей исцелился, дотронувшись до чудесного нерукотворного изображения.Списки с древнего изображения положили начало иконографии Спасителя, представленной на музейной иконе.Посетив наш музей, вы сможете увидеть не только эту удивительную икону, но и множество других памятников религиозного искусства.
Ирмлер
Салонный рояль фабрики Ernst Irmler «Эрнст Ирмлер» (Германия, 1838 г.). Корпус красного дерева, клавиши слоновой кости, пюпитр с тонкой сквозной резьбой, выдвижные полочки для подсвечников – всё во внешнем виде инструмента напоминает о стиле работы старинных мастеров. Внешнему виду соответствует прекрасная сохранность всех механизмов: рояль в рабочем состоянии. Качество работы подтверждено королевским знаком: на деке портретное изображение и надпись: «Максимилиан I. Король Баварии».
Культура древних народов Алтая
Чтобы прикоснуться к культуре далёкого прошлого, необязательно ехать на археологические раскопки. Достаточно прийти в Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая и посетить экспозицию, посвящённую скифо-сибирскому миру. Здесь вас ждут материалы раскопок Пазырыкских и Башадарских курганов, организованных известным учёным и археологом Сергеем Ивановичем Руденко: деревянные резные фигурки животных, рисунки участников экспедиции, реконструкция одного из древнейших музыкальных инструментов – скифской арфы и многое другое.Бесценной находкой, дополнившей экспозиционный комплекс, оказался уникальный древний железный меч с двухлезвийным клинком, насчитывающий более двух с половиной тысяч лет. Его рукоять украшена оплёткой из золотой проволоки и накладками-аппликациями из золотой фольги и представляет изображения голов фантастических хищников - грифонов. Настолько богато украшенный образец скифского оружия на Алтае и в Западной Сибири представлен впервые.Центральное место в экспозиции под названием «Культура древних народов Алтая» занимает реконструкция погребально-поминального комплекса могильника «Каменка» (село Красный Яр Советского района). Археологические работы проводились группой учёных и курсантами Барнаульского юридического института в 2015 году. По словам руководителя экспедиции Александра Казакова, в ходе полевых работ было исследовано интересное захоронение, относящееся к скифскому времени - Быстрянской археологической культуре. Вероятнее всего, оно было разграблено ещё в древности, однако многие части остались нетронутыми. Это и позволило реконструировать его первоначальный вид.По предположению учёных, найденные останки принадлежат мужчине примерно 36-38 лет, рост которого составлял около 180 см. Выяснить причину смерти специалистам не удалось. Однако, учитывая среднюю продолжительность жизни того времени, составлявшую 30-40 лет, можно предположить его естественную смерть. Установлено также, что останки человека принадлежат воину, причём довольно высокого статуса. Об этом свидетельствует инвентарь, в окружении которого он был похоронен: скифский нож, поясной набор воина, керамические сосуды. В экспозиции музея можно увидеть и реконструкцию внешнего облика этого древнего воина.Посетив эту музейную экспозицию, вы приоткроете для себя тайны прошлого и узнаете об удивительных кочевниках скифского времени, обитавших на Алтае более двух тысяч лет назад.
Легенда о Голубой даме
Какой город не имеет своей легенды? Романтической, часто трагической истории, действие которой разворачивается в хорошо знакомых каждому жителю местах. Истории, которая, возможно, похожа на другие, но при этом обладает рядом уникальных, характерных только для данного населённого пункта черт. Истории, которую принято рассказывать таинственным шёпотом.В Барнауле – городе с интересной судьбой – существует несколько легенд, но, пожалуй, самой популярной из них является та, что повествует о Голубой даме, привидении, бродящем по ночам около одного из старинных зданий нашего города – Дома начальника горных заводов. В этом предании, переносящем нас в Барнаул середины XIX века, присутствуют как любовная, так и мистическая линии. Последняя оставляет большой простор для творческих интерпретаций, поэтому к данному сюжету в своём творчестве в разное время обращались и писатели, и театральные режиссёры. Сегодня более подробно о легенде можно узнать в рамках тематической экскурсии нашего музея. В экспозиционном зале «Алтай – величайшее имение в свете», где она проходит, помимо этого комплекса представлены также экспонаты, раскрывающие процессы, происходящие в культурной и общественной жизни городов Алтайского горного округа с конца XVIII до начала ХХ века.
Музыкальная коллекция
Коллекцию музыкальных инструментов музея специалисты называют уникальной. Каждую экспозицию украшают раритетные экземпляры, многие в рабочем состоянии. В Белом зале можно увидеть фисгармонию, или «домашний орган» XIX века, редчайшее немецкое пианино несерийной сборки с откидной клавиатурой начала XX века и знаменитого предшественника фортепиано – клавесин. Придворная музыка знати XVII века и музыка дворянских усадеб в России XVIII-XIX веков и сегодня звучит в максимально аутентичной обстановке в программах музея.
Николай Константинович Рерих
Подлинные рисунки, эскизы известного художника и учёного Николая Константиновича Рериха (1874−1947) можно увидеть в экспозиции «Деятели мировой культуры на Алтае. Николай Константинович Рерих и Георгий Дмитриевич Гребенщиков».В музейном фонде семьи Рерихов более двух тысяч экспонатов. В экспозиции представлены документы, личные вещи, редкие прижизненные издания, фрагменты археологической коллекции. Особым вниманием пользуются детские рисунки сыновей художника – Юрия и Святослава.Рерих – автор и инициатор договора (пакта) «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанном рядом государств в 1935 году. Договор был первым и единственным в мировой практике правовым документом, который обеспечивал защиту всем объектам культуры и работающему в них персоналу не только в военное, но и в мирное время. Над охраняемыми культурными объектами, в знак их неприкосновенности, предполагалось установить Знамя Мира.Одно из таких знамён, с древним символом на белом фоне, хранится в музее. Оно было создано в 1920-е годы по эскизу Николая Константиновича Рериха и передано на Алтай, уже после смерти художника, его друзьями и соратниками − Зинаидой Григорьевной Фосдик (участницей экспедиции на Алтай) и вице-президентом музея Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл.
Екатерина Савинова
Платье – сценический костюм заслуженной артистки РСФСР Екатерины Савиновой (1926-1970), в котором она снималась в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра…» (режиссёр Евгений Иванович Ташков, Одесская киностудия, 1962 г.). Эта роль стала знаковой в судьбе киноактрисы и принесла ей не только народную любовь, но и общественное признание. На первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964) Екатерина Савинова была удостоена премии за лучшую женскую роль года.Экспозиционный комплекс дополнен мемориальным предметом, принадлежавшим Екатерине Савиновой, – маленьким чемоданчиком с округлыми краями, который в 1950-е годы был модным аксессуаром и именовался балеткой.
Стоимость
Тарифы
Тариф
0 ₽
Отзывы
Отзывов еще нет. Вы можете первым оставить отзыв.